09.11.2016

Этот год стал для Саратова годом обновления, особенно, город преобразился с точки зрения культуры. В копилку событий культуры в Саратове добавится открытие новой галереи, которая получила название «Времена». Галерея будет работать в холле Бизнес-отеля Института Развития Бизнеса и Стратегий СГТУ имени Гагарина Ю.А. по адресу ул.М.Горького,9 .

Начало работы галереи ознаменуется выставкой скульптур и графики известного саратовского художника Андрея Александровича Щербакова.  Каждый житель Саратова знает его по скульптурам «Памятник студенту» (рядом с Саратовским государственным социально-экономическим университетом), скульптурной композиции, посвященной народному артисту РФ О.Табакову (сквер театра Оперы и Балета); памятнику В.И.Разумовскому (около Медицинского университета), памятник О.И. Янковскому (сквер театра Драмы) и др.

Андрей Александрович закончил скульптурное отделение Саратовского художественного училища им. Боголюбова и Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной. Является заслуженным художником РФ, членом-корреспондентом Российской Академии художеств.

В преддверии открытия галереи и выставки мы решили узнать подробнее о некоторых экспонатах, поэтому обратились с вопросами к Андрею Александровичу Щербакову. В интервью Андрей Александрович рассказал только о нескольких скульптурах выставки, которые будут  представлены в первом зале галереи, содержание двух других залов аудитория узнает только после открытия галереи . В этот день Андрей Щербаков сам познакомит посетителей со своими работами, поможет «прочесть» и открыть их.

В интервью со скульптором беседует директор ИРБиС СГТУ имени Гагарина Ю.А. Варвара Даньшина.

В.В.Даньшина: Андрей Александрович, расскажите о скульптуре «Ребро Адама». На чем основан ее сюжет, что она рассказывает зрителю?

А.А.Щербаков: В основе сюжета скульптуры заложена известная ветхозаветная история о создании женщины из ребра Адама. Этот миф натолкнул меня на размышления, в результате которых я пришел к тому, что в жизни у мужчины может быть три женщины – мать, жена и дочь, при чем мужчина должен быть внимателен в отношении этих женщин, и они должны быть для него именно в таком порядке – сначала мать, потом жена, потом дочь.

В этой скульптуре можно увидеть много разных сюжетов, например, три грации, три богини – Гера, Афродита и Афина и миф о том, кто из них лучшая. Как известно, их  судья – Парис – выбрал Афродиту, которая посулила ему самую красивую из женщин. В результате из-за Елены Прекрасной разразилась Троянская война.  Это к тому, что опасно быть судьей у таких женщин.

В целом, работа уходит к зрителю и позволяет каждому по-своему ее прочесть. Я только сформировал посыл, и еще для меня было важно, чтобы ребра было именно три, поскольку это красиво для композиции и складывает определенный ритм.

Работа была сделана в  2004 году – тогда появился небольшой эскиз, а в 2008 году я выполнил ее в размере. Скульптура участвовала в выставках, в том числе, академических, входила в мифологический цикл «Метаморфозы».

В.В.Даньшина: Вы сказали про ритм. Что это в отношении скульптуры?

А.А.Щербаков:  Искусство скульптуры требует от творца умения работать в форме, но форма – это не только объем, но и пространство вокруг объема, воздух, который окружает этот объем. Существует даже прием, помогающий проверить насколько органично смотрится скульптура – нужно ее просто сфотографировать. В результате, если внутри работы заложены такие вещи, как игра объемов, отношение большого среднего и малого, то работа будет восприниматься гармонично. Именно так работает скульптор. К сожалению, многие современные скульпторы увлекаются внешними эффектами  без внутреннего содержания – не работают объемом, пространством, их работы направлены только на то, чтобы шокировать публику.

В.В.Даньшина: Вам кто-то позировал для скульптуры «Ребро Адама»?

А.А.Щербаков: Я люблю работать с натурой, рисовать, делать наброски, но это является скорее  сбором материала. Эта композиция не требует позирования, здесь включается композиционный дар художника. Для скульптора важно быть творцом, который при помощи своих мыслей и чувства вкуса может трансформировать натуру для того, чтобы создать более выразительную композицию. Это возможно только пройдя обучение в классической школе, поскольку без знания всех основных тонкостей и особенностей трансформация может привести к тому, что работа будет выглядеть уродливо.  С деформацией работали все великие художники, в частности, Микеланджело, Роден.

В.В.Даньшина: А скульптура «Дом для женщины» — о чем она?

А.А.Щербаков: В работе можно увидеть как внешнюю форму, так и внутреннюю. Один из основоположников такого приема – британский скульптор Генри Мур.  У него есть ряд работ, в которых он играете с внутренней формой — делает  какие-то вырезы, прорези. Поскольку, как говорил один умный человек – «все, что до меня, то — мое», я тоже использую опыт великих предшественников. Так мне пришла идея создания скульптуры об отношениях мужчины и женщины. Мужчина является оберегом для женщины. В средние века этот образ ярко выражался в образе рыцаря, поэтому в скульптуре – рыцарь, внутри которого дама, возлюбленная.  Он настолько отдавал себя этой женщине, что у него остались одни доспехи, но при этом он ее защищает, то есть чувствовать себя защищенной женщина может и  с физически слабым мужчиной, но сильным духом.

Скульптура «Дом для женщины» побеждала в двух региональных конкурсах: в 2007 году в межрегиональном конкурсе «Золотая палитра» работа заняла I место в номинации «Скульптура», как и на региональном конкурсе «Большая Волга X».

В.В.Даньшина: Со стороны зрителей были какие-то интересные трактовки сюжета скульптуры?

А.А.Щербаков: Каждый зритель в силу своего опыта и восприятия открывает в работе что-то свое, например, кто-то говорит, что здесь женщина находится в заточении у мужчины. Эту работу видел Зураб Константинович Церетели и он сказал: «Ты — собственник», то есть у него такое видение сюжета.

В.В.Даньшина: Скульптура «Дом для женщины» обладает автобиографическим характером?

А.А.Щербаков: Когда художник работает, то в каждое произведение он вкладывает что-то от себя. Поэтому, конечно, и эта скульптура связана со мной.

В.В.Даньшина: А о чем рассказывает скульптура «Сотворение»?

А.А.Щербаков: Название работы можно продолжить как «Сотворение Адама», «Сотворение человека». Эта работа создавалась в 2006-2008 годах. В  основу заложен сюжет, который использовал Микеланджело в росписи Сикстинской капеллы, когда Бог-отец касается пальцем Адама, таким образом, давая ему жизнь через соприкосновение. В скульптуре я отталкивался от такого понятия, как «божественный поцелуй», «вдох», то есть Бог вдохнул в человека жизнь, божественную энергию. Лики Бога и его творения близки друг к другу, связаны, поскольку Творец создал человека «по образу и подобию своему». У человека нет лица — он еще не родился, он в секунде от своего рождения. Лицо Бога источает свет, поэтому отполировано, но оно без глаз – Бога никто не видел, образ должен оставаться в тайне.

В.В.Даньшина: Если вглядеться, то в этой работе можно увидеть еще одно лицо. Это сделано специально?

А.А.Щербаков:  Это лицо многие замечают, но это вышло случайно. В этом отношении я не перестаю удивляться тому, как при серьезном отношении к работе фантастическим путем появляются невероятные детали. Я считаю, что это хорошо, это обогащает, дополняет работу.

В.В.Даньшина: Ваши работы можно приобрести в частные коллекции?

А.А.Щербаков:  Когда художник создает работу, он не думает о ее продаже. Он делает ее, в первую очередь, для себя, для выставок. А коллекционер, когда видит вещь, которая ему нравится, приобретает. Замечательно, когда работа находит своего покупателя, почитателя.

В.В.Даньшина: Можно ли Ваши работы вписать в какой-то стиль?

А.А.Щербаков:  Многие искусствоведы приписывают мои работы постмодернизму. А я использую классические традиции, но при этом люблю экспериментировать – что-то обобщить , что-то стилизовать. Главное – это композиция и она ведет к выразительности.

В.В.Даньшина: Кого из великих скульпторов Вы считаете своими учителями?

А.А.Щербаков  Я уже назвал Микеланджело, Родена, Мура, к ним добавлю выходцев из России, которые работали с начала  20-х годов прошлого века – Александр Архипенко, Осип Цадкин, и с середины прошлого века — Вадим Сидур и Эрнст Неизвестный.

В.В.Даньшина: Скажите несколько слов пожеланий посетителям выставки.

А.А.Щербаков: Надеюсь мои работы доставят удовольствие и вдохновят зрителей. Желаю не бояться рассматривать, изучать скульптуры и графику, представленные на выставке. Подключайте все ваши чувства, мысли, эмоции, и тогда каждая работа расскажет вам свою особенную историю, полную смыслов и содержания.