«Цветодинамос» Елены Мальцевой.

(К выставке «Отражения в реке времени». г.Балаково. 30.03.2016-27.05.2016)

Василий Кандинский писал в «Ступенях»: «Как-то мне довелось услышать, что один известный художник (не помню, кто именно) выразился так: «Когда пишешь, то на один взгляд на холст должно приходиться полвзгляда на палитру и десять взглядов на натуру». Это было красиво сказано, но мне скоро стало ясно, что для меня эта пропорция должна быть другой: десять взглядов на холст, один на палитру, полвзгляда на натуру». Когда читала эти слова Кандинского, то представляла на его месте Елену Ивановну Мальцеву. Главная особенность её творчества в единстве первичного восприятия или «внешнего глаза» (бессознательного глаза) с внутренним опытом, т.е. «умным глазом» в «пропорциях», приемлемых для Кандинского.

2

Именно это сочетание позволяет ей  всё воспринимать непосредственно, но с удовольствием  импровизировать.             Елена Ивановна может работать в одних и тех же местах города, с одним и тем же мотивом, но всякий раз – это новый взгляд.

Почти все представленные на выставке работы выполнены на натуре, но непосредственные впечатления претерпевают под кистью Елены Ивановны преображение, потому что увидел все эти хвалынские улицы, окрестности глаз Художника. Элементы живой натуры у неё своеобразно сочетаются с элементами декоративности.

5

В этом и есть в высшей степени «символический реализм»  (её термин), символический, потому что она преображает натуру с помощью изобразительных средств, а реализм –  в сознательном отношении к жизни и в понимании её в отличие от многих бессознательных и бессмысленных созерцаний и копирований природы художниками — «натуралистами».

Как назвать её работы, представленные на выставке? Этюды? Картины? И то и другое одновременно, из-за выше указанной особенности её творческого метода, этюд у Елены Ивановны приобретает статус самодостаточного произведения.

«Живописец творит не в тот момент, когда смотрит на натуру, а когда расцвечивает холст… всё внимание художника и его знания должны сосредоточиваться на его палитре и холсте… Изучение природы для живописца не значит копирование её случайных признаков, а в обобщении их …для дальнейшего проявления своих идеалов в области цвета и формы… Природа только напоминает человеку, а человек берёт её как канву и на ней уже претворяет краску в цвет… От художника требуется уже не отдавание себя натуре, а полная её перетасовка для нахождения «вечных» мест той или другой формы и цвета на плоскости», — писал в 1911 году К.С. Петров-Водкин.

Елена Ивановна следует именно этому правилу, претворяя краску в цвет и находя для него «вечные» места на холсте. Интересно наблюдать, как работает Елена Ивановна. Она пишет цветовыми контрастами, а не линией. Цвет и графика мазка организуют ритмически изобразительную плоскость. Гиперболизируя цветовые контрасты Елена Ивановна балансирует всегда «на грани», но врождённое чувство гармонии не подводит её. Она пишет свои пейзажи на цветных грунтах, как старые мастера, называвшие такую цветную подложку имприматурой. Она-то и вносит объединяющую ноту в яркий хвалынский мир.

3

Цвет – главное лицо её работ, а краска – главный импульс побуждения к творчеству. И ещё одно качество, неотъемлемое от него – работа всегда делается с любовью. Эти работы представляют результат ощутимого пленэрного удовольствия.

Живопись Елены Ивановны я бы назвала «цветодинамос»     (была в 1919 году такая группа художников «Цветодинамос и тектонический примитивизм», организованная Александром Шевченко).  В манифесте группы есть такие слова: «Мы изгоняем рефлекс, эту академическую мишуру, и, взамен его, выдвигаем новый принцип, принцип протекающей раскраски. Протекающая раскраска, методически повторяя один и тот же цвет или его оттенок, говорит о движении цвета, а в движении – жизнь».

4

Мне неизвестно, знала ли Елена Ивановна о существовании такой группы, но её творчество соответствует программным установкам её, которым и сами-то участники не всегда соответствовали.  Не только форсированный цвет, но и динамо-тектонический примитивизм можно было видеть в её работах начала 2000-х годов, где заметная деформация городского пейзажа отсылалаили к синтетическим коллажам позднего кубизма или к знанию тайн монтажа, почерпнутое Еленой Ивановной на живописном факультете ВГИКа. Но главным для неё всё же остаётся «цветодинамос» — движение цвета по изобразительной плоскости.

Елена Ивановна пишет пейзажи жидкой краской, корпусный мазок – редкий гость в её работах. Она избегает материального рельефа в пользу цветовой динамической тектоники. Елена Ивановна видит землю ликующей и радостной. Её натюрморты тоже «живые»,  её цветы – неотъемлемая часть пейзажа.

1

Библейская тема, представленная некоторыми работами на выставке,  в творчестве Елены Ивановны неслучайна. Зная хорошо книги Ветхого и Нового Заветов, она понимала огромную ответственность, которую берёт на себя художник, прикасаясь к этому могучему источнику, поэтому не торопилась с реализацией, а долго вынашивала её. Несколько лет назад Елена Ивановна стала много рисовать карандашом и гелевой ручкой на библейские темы и совсем недавно она перешла к их живописной огранке, оставаясь верной своему живописному кредо. Работы библейского цикла созданы по воображению,  но жизнь в них тоже переплёскивается через край.

Многие художники, работающие на пленэре в Хвалынске, ищут «отблески Неба на земле», но Елена Ивановна как будто саму землю претворяет в Небо. Неслучайно в этих работах появляется фактура – это и есть земельный замес на цветовых «дрожжах». Она допускает символизм, но выраженный в цвете произведения, в глубине его содержания, а не в мишурной кабалистике и дешёвых аксессуарах. Это только «прелюдии» в этой неисчерпаемой теме и представляется, что через несколько лет мы увидим новые работы с той же степенью обобщения, которое свойственно многим её пейзажным хвалынским работам. Ведь творчество Елены Ивановны развивается закономерно и логично, она утверждает свой живописный язык, полный глубокого и тонкого поэтического чувства. И представленная выставка лишь одно из многочисленных отражений Елены Ивановны в «реке времени», впадающей в вечность.

 

Заведующая художественно-мемориальным музеем

К.С. Петрова-Водкина     В.И.Бородина